Вторник, 20 Сентября 2022 09:35

Радиоуглеродное датирование стоянки Сунгирь (Владимирская область, Россия)

Сотрудник нашего Института Ярослав Кузьмин (Yaroslav Kuzmin) совместно с коллегами из Австрии, Бельгии, России, Франции и ЮАР провел радиоуглеродный анализ останков, обнаруженных на верхнепалеолитическом памятнике Сунгирь. Ученые выяснили по костям животных, что людей с этой стоянки похоронили не ранее, чем 30 140–28 900 радиоуглеродных лет назад. Кроме того, для останков взрослого мужчины Сунгирь-1 исследователи получили достаточно надежную прямую датировку. Оказалось, он умер примерно 29 780±420 радиоуглеродных лет назад, что соответствует календарному возрасту около 33 340–35 140 лет. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Radiocarbon.

В 1955 году на окраине Владимира во время строительства кирпичного завода случайно нашли памятник Сунгирь, относящийся к эпохе верхнего палеолита. Последовавшие археологические раскопки позволили обнаружить там останки шести индивидов, самые древние из которых, по всей видимости, жили больше 30 тысяч лет назад. Свою известность этот памятник получил благодаря двум богатейшим погребениям своего времени. В одном из них находились останки широкоплечего и высокого мужчины, убитого в возрасте около 40 лет. В другом — костяки двух подростков, похороненных головами друг к другу. Палеогенетическое исследование показало, среди них не было очень близких родственников, например, оба мальчика могут приходиться друг другу максимум двоюродными братьями.

Одной из самых сложных задач для археологов оказалось получить достоверные радиоуглеродные датировки для этих погребений. Так, в разные годы ученые оценивали возраст этих погребений примерно от 22 540–23 760 до 33 350–35 590 лет, причем эти анализы выполнялись в разных лабораториях и порой по разным методикам, что, видимо, влияло на результаты датирования. Это осложняется тем, что на этом памятнике нет геологических особенностей, которые могли бы помочь установить более точный возраст. Например, верхнюю или нижнюю границу порой помогают провести слои вулканического пепла, которые можно весьма точно датировать.

карта

Yaroslav Kuzmin et al. / Radiocarbon, 2022

Исследователи изучили материалы, обнаруженные во время раскопок памятника Сунгирь, чтобы уточнить его хронологию. По словам ученых, основная проблема с получением достоверных прямых радиоуглеродных датировок для костей с Сунгири заключается в их загрязнении консолидантами. Поэтому в новой работе они сосредоточили свое внимание в первую очередь на ребрах и позвонках, рассчитывая, что для физических антропологов они представляли наименьшую ценность и их не обрабатывали пропиточными материалами. Однако впоследствии выяснилось, что это не так.

Новые радиоуглеродные датировки археологи получили в лабораториях Королевского института культурного наследия Бельгии и Национального музея естественной истории в Париже, куда были отправлены образцы костей животных и индивидов Сунгирь-1, Сунгирь-2 и Сунгирь-3. Полученные результаты оказались весьма неоднозначными. Так, возраст всех образцов с явными признаками загрязнения оказался слишком молодым. Самый надежный радиоуглеродный возраст исследователи установили для позвонка взрослого индивида Сунгирь-1 — около 29 780±420 лет (календарный возраст — 33 340–35 140 лет). Этот возраст согласуется с датировкой, полученной при анализе гидроксипролина (одной из аминокислот костного коллагена).

датирование

Yaroslav Kuzmin et al. / Radiocarbon, 2022

В то же время достоверный радиоуглеродный возраст подростков Сунгирь-2 и Сунгирь-3 исследователям установить не удалось. Для первого из них они получили три датировки в интервале от 21 790 до 25 910 лет, а для второго — от 24 930 до 26930 лет. По всей видимости, возраст оказался занижен из-за загрязнения образцов. Ученые также установили возраст костей животных, извлеченных во время недавних раскопок памятника Сунгирь из слоя отложений, располагавшихся под погребениями. Радиоуглеродный возраст этих находок — около 28 900–30 140 лет. По данным археологов, эта датировка устанавливает нижнюю хронологическую границу для человеческих захоронений, а также указывает на время самого раннего пребывания людей на этой стоянке.

Ученые заключили, что радиоуглеродный возраст культурного слоя и человеческих захоронений составляет примерно 28 800–30 100 лет. При этом череп Сунгирь-5, найденный над погребением Сунгирь-1, видимо, действительно более молодой — ему около 26040 лет. Исследователи также сообщили о результатах анализа стабильных изотопов углерода и азота. Так, они подтвердили, что рацион индивидов из Сунгири состоял в основном из мяса наземных млекопитающих, в чем они оказались схожи с серыми волками. Среди их добычи присутствовали северные олени, а также, вероятно, и другие животные, например, лошади, сайгаки и бизоны. Кроме того, возможно, одним из источников пищи выступала рыба.

Автор материала: Михаил Подрезов, Источник: N+1.