Аспирантура

Понедельник, 30 Августа 2010 09:53

Обоснована гипотеза множественного удара по динозаврам

Древний ударный кратер на Украине (белый кружок в центре) был открыт несколько лет назад. Его диаметр насчитывает 24 километра, а глубина – более 500 метров. Серыми кругами показана зона разлёта выброшенных пород (иллюстрация University of Aberdeen).

Падение астероида на Юкатане, по всей видимости, явилось лишь одним из ряда ударов, погубивших древних ящеров. Свидетельство тому нашли учёные из университета Абердина (University of Aberdeen), Открытого университета (Open University) и украинского института геологических наук (IГН).

Учёные исследовали Болтышский кратер на Украине. Предыдущие оценки давали довольно большой разброс в его возрасте, но британско-украинская команда склоняется к тому, что возник он 65 миллионов лет назад.

Гравиметрическая карта знаменитого кратера Чиксулуб (Chicxulub). Красным показана повышенная гравитация, синим – пониженная, затенённая область – полуостров Юкатан. Британские и украинские геологи не оспаривают ведущую роль оставившего этот кратер астероида в массовом вымирании. Тем более что связь Чиксулуба и гибели динозавров недавно была доказана окончательно.
Но авторы новой работы считают, что губительных ударов по планете было, по меньшей мере, два. На врезке – споры и пыльца из Болтышского кратера (иллюстрация Milan Studio, NASA, University of Aberdeen).

Геологи изучили содержание в осадочных породах близ Кировограда пыльцы и спор папоротников. Растения эти очень быстро восстанавливаются после катастрофы такого рода, и резкий пик содержания пыльцы в том или ином слое рассматривается как метка от падения космического тела. К своему удивлению, специалисты обнаружили два таких концентрированных слоя, разделённые по глубине одним метром.

Анализ останков растений позволил выдвинуть предположение, что Болтышский кратер предшествовал Чиксулубу всего на 2-5 тысяч лет. Так что один всплеск папоротников соотносится непосредственно с «украинским» космическим ударом, а второй — с более мощным «мексиканским» (Детали — в статье в Geology.)

Авторы гипотезы не исключают, что в будущем удастся отыскать другие крупные кратеры того же времени, тем самым укрепив версию об астероидном дожде. Он, в свою очередь, мог быть порождён разрушением одного материнского тела (например, при столкновении околоземных объектов). Возможно, что это был распад крупного кометного ядра, части которого несколько тысяч лет бомбардировали планету.

Кстати, ранее другая группа исследователей выдвигала похожую версию множественного удара, только связывала «последнюю точку» в вымирании динозавров с большим кратером в Индии, возникшим позднее юкатанского на 300 тысяч лет и по времени совпавшим ещё и со всплеском вулканизма. (Узнайте заодно о версии гибели мегафауны от удара развалившегося кометного ядра.)

Источник: Membrana.ru